Делать оригинальные обложки для пластинок стали не так уж и давно. В тридцатых годах музыкантам не приходило в голову заниматься оформлением конвертов для своих пластинок, а их менеджерам нанимать для этого именитых художников. Музыканты занимались музыкой и знать ничего о маркетинге не хотели.
Вот граммофонная пластинка, выпущенная в 1929 году. На ней всего две песни, по одной с каждой стороны: "Painting the Clouds with Sunshine" и "Tip-Toe Thro". Обе из знаменитого кинофильма "Gold Diggers of Broadway" (Бродвейские золотоискатели).
На обложке нет ничего, кроме рекламы компании, продающей пластинки.
В сороковых годах начали придавать значение визуальному оформлению пластинок. В 1939 году дизайнер Алекс Стейнвейс (Alex Steinweiss) становится арт-директором крупнейшей звукозаписывающей компании Коламбия Рекордс (Columbia Records). Именно он первым начал использовать иллюстрации для оформления пластинок.
Пластинка с песнями Элвиса Пресли, выпущенная в 56 году.
Обложка пластинки с записями Телониуса Монка (Thelonious Monk), знаменитого джазового пианиста, выпущенной в середине 50-х.
Пластинки стали выглядеть намного привлекательней, хотя, конечно, ни о какой концепции оформления речи не шло: иллюстрации подбирались так, чтоб хоть как-то соответствовать записям, дополнительной смысловой нагрузки эти обложки в себе не несли.
Первый крупный музыкальный бум пришелся на пятидесятые. Звуковоспроизводящая аппаратура стала качественной, а прогресс в технологиях массового производства сделал ее доступной. Для привлечения внимания к пластинкам, их начали упаковывать в конверты, украшенные фотографиями музыкантов.
На шестидесятые пришелся второй музыкальный бум. Новые группы появлялись, как грибы после дождя и большинство их них, записав свою первую пластинку, распадались, не сумев добиться известности. Теперь, чтоб прославиться, стало необходимо не только писать красивые песни, но и уметь завернуть эти песни в красивые фантики, чтоб выделиться из толпы музыкантов.
Если вы будете гулять по Лондону... обязательно наткнетесь на здание, которое покажется вам очень знакомым. «Где-то я его уже видел!» — подумаете вы.
Часть этой угольной электростанции построила в 1927-м году Лондонская Энергетическая Компания в самом центре Лондона в районе Баттерси на берегу Темзы: так было удобней подвозить уголь, а вода из реки использовалась системой охлаждения электростанции. В 1955-м построили и вторую часть станции, зеркально отображающую первую, и электростанция в Баттерси стала самым большим кирпичным зданием в Европе. Но, разумеется, не это прославило ее на весь мир.
В 1977 году группа Pink Floyd выпустила альбом Animals, с фотографией этой электростанции на обложке.
Эту обложку, как и многие другие обложки Pink Floyd, делало дизайнерское агентство Сторма Торгерсона Hipgnosis, а концепцию оформления придумал Роджер Уотерс. В то время он жил неподалеку от электростанции и ему приходилось часто проезжать на машине мимо нее. Производством парящей свиньи по эскизам художника Джеффри Шоу занялась немецкая компания, делавшая раньше цеппелины. И вот, в середине декабря 1976 года, воздушный шар в форме девятиметровой свиньи, наполненный гелием, привязали к одной из труб электростанции, чтоб сделать фотографию, но сильным порывом ветра шар унесло в небо. Через несколько дней воздушный шар вернул разгневанный фермер из графства Кент на чье поле он приземлился, распугав коров, и съемки возобновили. Однако на обложку поместили фотографию электростанции, сделанную в первый день съемок, а фотографию парящей свиньи — со второй съемки.
«Все то время, что мы потратили на создание этой фотографии, у меня было чувство совершенной нелепости всего происходящего, — рассказывал Торгерсон, — особенно, когда в газетах стали появляться статьи с кричащими заголовками о пилотах, видевших летающих свиней (разве мир слетел с катушек?). И вся эта котовасия случилась только из-за того, мы делали все по-настоящему. Динамическая красота сооружения и красота неба с плывущими по нему драматическими облаками — великолепный фон для великолепной свиньи. Это так грандиозно и в то же время абсурдно: очень по-рок-н-ролльному».
На этом музыкальная история электростанции не закончилась и даже не началась. Она появляется в фильме The Beatles Help!, на одной из фотографий буклета альбома Quadrophenia группы The Who.
В 2009 году группа Muse выпустила альбом The Resistance, конверте которого тоже фигурирует эта электростанция.
В марте 1975 года закрыли ту часть электростанции, которую построили в 1927 году, а в октябре 1983 года — и вторую часть. В 1980 году ее включили в список зданий, являющихся национальным достоянием Британии, а в 2004 году WMF (некоммерческий фонд, занимающийся сохранением исторической архитектуры и объектов культурного наследия во всем мире) включил здание электростанции в Баттерси в список из ста памятников, которых мир может лишиться в ближайшее время.
R.E.M.
Murmur, 1983 год
На обложке дебютного альбома R.E.M. изображены заросли кудзу. У нас слово «кудзу» не вызывает никаких ассоциаций, а вот жителям Джорджии, родного штата группы R.E.M. кудзу хорошо известен.
В Америку кудзу завезли из Японии в далеком 1876 году. В Японии кудзу широко используется как кормовая культура. В Китае кудзу входит в число пятидесяти основных трав традиционной медицины — её используют как лекарство для снятия симптомов алкогольного отравления. Последние исследования европейских ученых дает основание полагать, что кудзу можно эффективно использовать при лечении диабета и многих других болезней, а в Америке используют эту траву для приготовления мыла и всевозможной косметической продукции. И все бы хорошо, но рост и распространение кудзу невозможно контролировать: ее не сжечь ни химикатами, ни огнем; выкапывать ее бесполезно, да и слишком хлопотно; в лучшем случае можно приспособить земли, оккупированные кудзу под пастбища. Поэтому, думаю, фотография зарослей этого наиполезнейшего из сорняков была выбрана не случайно для оформления альбома «Шепот».
На обратной стороне пластинки изображена заброшенная эстакада, часть Железной дороги Джорджии, проходящей через родной город R.E.M. — Афины. Сразу после выхода альбома, эта эстакада стала местом паломничества поклонников группы. Когда в 2000 году местные власти решили демонтировать ее, за ее сохранение выступила общественность, и эстакаду было решено не разбирать.
Green, 1988 год
Обложка этого альбома была сделана Нью-Йоркским фотографом и художником минималистом Джоном МакКафферти (Jon McCafferty).
Automatic for the People, 1992 год
Кажется, что на обложке Automatic for the People изображено нечто зловещее, индустриально-пугающее. На самом деле ничего зловещего здесь нет. В Америке существует традиция — ставить такие и подобные звезды на мачтах рядом с мотелями. Вот, например, целая группа на flickr, посвященная таким звездам. Одна из таких звезд, установленная рядом с Sinbad Motel в Майами, и была сфотографирована Антоном Корбейном (Anton Corbijn), для оформления обложки этого альбома. Мотель и сейчас находится на своем месте, а вот звезду, говорят, унесло ураганом.
Aerosmith
Done with Mirrors, 1985 год
Текст на обложке, и все остальные надписи, кроме технической информации, были написаны справа налево, так, чтоб удобно читать их было только в отражении зеркала.
Естественно, правильное положение обложки такое:
Через буквы проглядывает фотография иллюзиониста, который заставляет вилку парить и изгибает ее силой своего взгляда.
При переиздании этой пластинки обложку переделали, написав буквы слева направо, так, как принято, чем вызвали возмущение фанатов.
Pump, 1989 год
Фотографию для этого альбома сделал американский фотограф южноафриканского происхождения Норманн Сифф (Norman Seeff).
Get a Grip, 1993 год
Get a Grip — самый продаваемый альбом Aerosmith. Через два года после выхода он стал платиновым семикратно. Обложка этого альбома с, клейменной логотипом группы, коровой с пирсиногванным соском стала, пожалуй, самой узнаваемой.
Queen
Queen II, 1974 год
Первый альбом группы Queen назывался по традиции тех лет также, как и группа, а второй — должен был стать Over the Top, но почему-то это название было отвергнуто, и альбом назвали порядковым номером — Queen II. С продюсером тоже с первого раза не сложилось: продюсировать этот альбом Queen приглашали Дэвида Боуи, но он отказался. Не смотря на это — альбом получился свежим, ярким и наполненным, как, впрочем, и всё, что делали Queen. Ему даже не мешает то, что из всех щелей проглядывает влияние мастодонтов рока: и The Who, и Led Zeppelin. На этой пластинке первая сторона, обозначенная как белая, содержит песни Брайана, а вторая, черная сторона — песни Фредди. Эту идею повторяет оформление альбома: на конверте — фотография, ставшая, пожалуй, самой знаменитой фотографией Queen, выполненная в темных тонах, видимо, символизирует «черную сторону» — фронтмена группы, а внутри конверта — буклет в светлых тонах, символизирующий «сердце» Queen, Брайана Мея.
Фотография для обложки сделана Миком Роком (Mick Rock). Рок черпал вдохновение из снимков на которых красуется Марлен Дитрих.
Мик Рок переснимал многих британских музыкантов: он сделал фотографии для альбома Барретта «The Madcap Laughs», альбома Боуи «Space Oddity» и «Raw Power» The Stooges. Его единственного допустили фотографировать во время съемок фильма «The Rocky Horror Picture Show.
Miracle, 1989 год
В 1989 году Фредди был уже сильно болен и Queen даже не рассчитывали, что им удастся дописать этот альбом в полном составе. Но альбом вышел, и это было чудом — Miracle. Обложку делал Ричард Грей (Richard Gray).
The Velvet Underground
The Velvet Underground – питомцы Уорхола. Под его чутким руководством вельветы записали пять альбомов, но ни один из них не добился какого-либо существенного коммерческого успеха сразу после релиза, но зато почти каждый оказал сильное влияние на развитие всей мировой музыки. Кто-то даже сказал, музыку вельветов слушали немногие, но те, кто слушал, все стали музыкантами, как один. Или что-то в этом роде.
The Velvet Underground & Nico, 1967 год
На обложке дебютного альбома The Velvet Underground красуется постер Энди Уорхола. Первые пять тысяч копий пластинки продавались в конвертах с таким же оформлением, но изображение банановой шкурки было приклеено к конверту: «банановая шкурка» легко отклеивалась, а под ней было изображение очищенного банана.
White Light/White Heat, 1969 год
На обложке второго альбома The Velvet Underground – фотография плеча с татуировкой в виде черепа. Фотографию сделал Билли Нейм, он же воплощал уорхоловскую идею для альбома The Rolling Stones «Sticky Fingers». Вверху обложки кроме названия альбома и группы – логотип звукозаписывающей компании Verve Records.
Their Satanic Majesties Request, 1967 год
The Rolling Stones
Their Satanic Majesties Request, 1967 год
Помните, в детстве были переливающиеся открытки? Изображение на них менялось зависимо от угла, под которым на них смотришь. С применением этой технологии была сделана обложка этого альбома. Если смотреть прямо – вы видели участников группы The Rollign Stones, а если посмотреть под определенным углом – роллинги, все кроме Джаггера, превращались в битлов. Выпускать такие обложки оказалось дорогим удовольствием и с переливающимся изображением на конверте вышла только первая партия – на всех последующих красовалась обычная фотография. В восьмидесятых альбом переиздали с оригинальной обложкой ограниченным тиражом и уничтожили материалы, использовавшиеся для создания трехмерной картинки, предотвратив возможность очередных реплик оригинального оформления «Требования Его Величества Сатаны».
Фотографию для этого альбома сделал Мишель Купер, фотограф, который работал над фотографией для альбома The Beatles «Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band».
Sticky Fingers, 1971 год
Обложка этого альбома знаменита тем, что в нее вклеена настоящая «молния», которую можно даже расстегнуть… при желании. Идею с «молнией» предложил Джаггеру Энди Уорхол. Чтоб «молния» при расстегивании не царапала виниловую пластинку, в конверт вложили картинку, изображавшую то, что должно находится за ширинкой.
Ну а на обратной стороне конверта находилась обратная сторона джинсов.
Идею Уорхола воплощали фотограф Билли Нейм (Billy Name) и дизайнер Крейг Браун (Craig Braun).
Фанаты The Rolling Stones, конечно, уверены в том, что на этих фотографиях запечатлён сам Джаггер. Ни доказательств, ни опровержений этому найти не удается, доподлинно известно лишь то, что Уорхол проводил фотопробы с разными моделями и, вполне возможно, что на обложке и вкладыше изображены разные мужчины. В качестве кандидатов, кроме Джаггера, обычно рассматривают Джо Даллесандро (Joe Dallesandro), любимца Уорхола, дизайнера Кори Типпина (Corey Tippin) и Джеда Джонсона (Jed Johnson), любовника Уорхола.
В Испании альбом вышел в том же году, но генерал Франко и испанская цензура решили, что обложка альбома сексуально агрессивна. Для испанского релиза дизайнер Джон Паш (John Pasche) и фотограф Фил Джуд (Phil Jude) разработали специальную обложку.
В 1992 году вышел русский релиз. Фотографию пересняли, сделали ее цветной, добавили советский армейский ремень, а название и альбома и группы написали кириллицей.
Some Girls, 1977 год
Обложка альбома «Некоторые девушки» была разработана дизайнером Питером Коррисоном (Peter Corriston). На конверте лица моделей из рекламного постера были вырезаны и через эти отверстия проглядывали фотографии знаменитых актрис. Актрисы обиделись и пригрозили подать в суд. Роллинги изменили обложку и принесли свои извинения.
Исправленный вариант.
The Grateful Dead, 1967 год
Сверху обложки помещена надпись "На земле, покрытой тьмой, солнце движет Благодарный Мертвец" (In the land of the dark, the ship of the sun is driven by the Grateful Dead). Участники группы попросили художника Стенли Мауса (Stanley Mouse) сделать эту надпись нечитаемой, всю, за исключением названия группы, написанного крупными буквами на второй строчке. Считается, что это цитата из египетской Книги мертвых. Фотоколлаж составлен из фотографий Херба Грина (Herb Greene).
The Beatles
The Beatles, безусловно, гениальны, но, на мой взгляд, гений их компилятивен. Они подобны Моцарту в классической музыке или Сальвадору Дали в живописи: они не создавали нового, но очень чутко следили за всеми мировыми тенденциями, применяли к себе удачное и перспективное, доводя все, что они услышали и увидели до совершенства.
Разумеется, продюсеры The Beatles не могли не отреагировать на новую тенденцию и, ближе к концу шестидесятых, у битлов стали появляться действительно замечательные альбомные обложки, оказавшие огромное влияние на всю мировую индустрию музыки.
Help! 1965 год
Первым нестандартно оформленным альбомом "Битлз" стал "Help!". В принципе, интересен он только тем, что фотографу Роберту Фримену (Robert Freeman) показалось, что слово "help", которое изображали участники группы с помощью семафорной азбуки, смотрится плохо и он заменил "help" на ничего не значащее слово "nujv". Также, чтоб добиться идеальной композиции Фримен зеркально отобразил фотоснимки Джона Ленона, Ринго Стара, Джорджа Харрисона: если приглядеться, то можно увидеть, что пуговицы их курток находятся на "женской" стороне.
Существует ещё одна версия этой обложки, выпущенная в Голландии. На заднем плане красуется логотип компании Shell.
Пластинку с такой обложкой нельзя было купить в магазине, их распространяли только среди сотрудников нефтяного гиганта. Компания "Shell" в очередной раз продемонстрировала всему миру истинность своего лозунга: забудьте слово "невозможно"!
Revolver, 1966 год
Обложку "Револьвера" (по всей видимости битлы не имели ввиду пистолет, а нечто, что вращается: по английски "revolver" означает "то, что вращается": револьвер (пистолет) назван так, потому что имел в своей конструкции вращающийся барабан с патронами) нарисовал фломастером на листе ватмана художник Клаус Ворман (Klaus Voormann). Вместе с участниками группы Клаус вырезал изображения битлов из фотографий и составил из них коллаж, которым и дополнил свой рисунок. Кроме прочих, была использована фотография Пола, сидящего на унитазе, но руководство EMI не смогло допустить такой вольности и эту фотографию убрали. Брайану Эпштейну (Brian Epstein), менеджеру группы, так сильно понравилась эта обложка, что он даже расплакался.
Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, 1967 год
"Битлз" решили притвориться, что они вовсе не "Битлз" и записать альбом вымышленной группы "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера". Идея обложки этого альбома принадлежит Полу Маккартни. Он нарисовал несколько эскизов и показал их художнику Питеру Блейку (Peter Blake), восходящей звезде поп-арта. Основываясь на эскизах Пола, Блейк предложил сделать коллаж и каждому из битлов было поручено составить список людей, которых он хотел бы видеть на концерте новой воображаемой группы. Джон Ленон хотел приглаить Иисуса, но так как скандал, разразившийся из-за того, что Ленон публично сравнил популярность Христа с популярностью своей группы, ещё не утих, Иисуса приглашать не стали.
Вся эта идея кончилась тем, что Блейку самому пришлось "приглашать" людей на концерт. По воспоминаниям его жены именно он заполнил около 60% коллажа. Коллаж решили делать в натуральную величину и для поиска нужных фотографий наняли дизайнера Ген Махон (Gene Mahon). Использовалось даже несколько восковых фигур, арендованных у музея мадам Тюссо. На заднем же фоне располагается множество картонных фигур известных людей, среди которых можно увидеть не только Марлен Дитрих, Боба Дилана, Зигмунда Фрейда, Эдгара По, Карла Маркса, Оскара Уайльда, Марлона Брандо, Фреда Астера, Мэрилин Монро, Бернарда Шоу, Альберта Эйнштейна, но даже бывшего басиста группы Стюарта Сатклиффа.
На переднем плане находится барабан с надписью «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», вокруг него и стоят битлы. На газоне цветами выложено название группы — The Beatles и разложено множество самых разнообразных предметов: садовый гном, маленькая статуэтка Белоснежки, кальян, туба, кукла на свитерке которой написано «Welcome the Rolling Stones», еще одна кукла, телевизор, статуэтка богини Лакшми и д. р. Когда коллаж был собран, сделать фотографию поручили Мишелю Куперу (Michael Cooper).
The Beatles, 1968 год
Альбом "The Beatles" (неофициальное название "Белый альбом") один из самых минималистически оформленных альбомов за всю историю музыки. Здесь должна была быть фотография группы, сделанная в высоком ключе. Но, ключ получился слишком высоким.
Интересно в этом альбоме то, что каждая пластинка из оригинальной серии была пронумерована. Первые четыре номера предназначались для участников группы (номер один отдали Ленону, так как по словам Маккартни он громче всех требовал этот экземпляр), следующие шестнадцать - для близких друзей. Остальные номера могли купить простые смертные. Нумеровать альбомы - прекрасная коммерческая идея: однако, коллекционеры насчитали целых двенадцать пластинок с номером 1 и ни одна из этих двенадцати не является подделкой.
Abbey Road, 1969 год
Обложку "Abbey Road" формально можно отнести к категории "я и моя банда на фотке для обложки альбома". И ее отнесли бы к этой категории, если альбом "Дорога к аббатству" не принадлежал бы битлам. Битлы делали культовым все, к чему прикасались, и Abbey road не стала исключением. После выхода этого альбома Лондон стал местом паломничества: всем хотелось пройтись по знаменитому переходу. Эта обложка не только стала одной из самых узнаваемых в истории музыкальной индустрии, породила бесчисленное количество подражаний и пародий, но и связала реально существующее место с именем группы.
Фотосессесия состоялась 8 августа 1969 года. У фотографа Иэна Макмиллана было десять минут, чтобы сделать снимок: этот участок улицы был специально перекрыт полицией, так как уже в те времена Эбби-роуд была одной из самых оживлённых в Лондоне. Макмиллан снимал группу с лестницы и сделал шесть снимков, один из которых и попал на обложку.
Широкую известность получил даже случайный прохожий-зевака (Пол Коул, житель штата Флорида), попавший в объектив фотоаппарата, пребывая на каникулах в Лондоне. Позже он говорил, что тогда музыканты показались ему похожими на сумасшедших. Сам же Пол Коул заметил себя на обложке альбома через несколько лет, и ему пришлось убеждать своих родственников в том, что это был именно он, а не кто либо другой.
Машина «Фольксваген Жук» (нем.-англ. Volkswagen Beetle) с номером LMW281F, стоящая неподалёку от перехода, принадлежала жителю одного из соседних домов. После выхода альбома табличку с номером неоднократно похищали. В 1986 году машина была продана на аукционе «Сотбис» американскому коллекционеру за 2530 британских фунтов
После выхода этого альбома, EMI Studios переименовала себя в Abbey Road Studios.
С этим альбомом связана еще одна история: после его выхода фанаты битлов уверились, что Пол умер и нашли тому восемь подтверждений на обложке:
1) В этом шествии, Джон представляется проповедником (или Богом), Ринго представляется гробовщиком, Поль умер, а Джордж - могильщик.
2) Глаза Поля закрыты, а ноги не обуты.
3) Поль шагает не в ногу с остальными битлами.
4) Поль держит сигарету правой рукой, хотя он левша - это был самый веский аргумент в пользу того, что Поль умер, а на его место битлы пристроили кого-то похожего на Пола.
5) На правой стороне улицы припаркована карета скорой помощи или катафалк.
6) Машина на заднем плане, как кажется, направляется прямо на Пола.
7) Номера у "жука", который припаркован на левой стороне улицы, "28IF". Что можно расшифровать как "28, если бы был жив". Полу было бы 28 лет, на момент релиза "Abbey Road".
8) Также на номерах есть буквы "LMW", что можно расшифровать как "Линда Маккартни оплакивает" (Linda McCartney Weeps).
Несколько "неопровержимых доказательств" также было найдено и на обратной стороне обложки.
Pink Floyd
"Pink Floyd" не самая моя любимая группа, но группы с таким же трепетным отношением к визуальным образам я не знаю. Это касается и раннего, барреттовского, и зрелого периодов. Сложно выбрать какую-нибудь одну, поэтому на первом месте оказалось сразу 8 обложек.
The Piper at the Gates of Dawn, 1967 год
"Волынщик у врат зари" - это первый альбом "Пинк Флойда" и единственный, полностью записанный Сидом Барреттом. Многие склонны считать этот альбом одним из самых влиятельных за всю историю современной музыки. На обложке - фотография участников группы, сделанная Виком Сайном (Vic Singh) с помощью призматической линзы, подаренной ему Джорджем Харрисоном. Фотограф и дизайнер Вик Синг впервые встретил The Pink Floyd в Лондоне на Пиккадилли. "Там была толпа людей, но они выделялись из нее. Я просто подошел к ним, и мы разговорились, а через две недели они пригласили меня сделать им обложку для их первого альбома. У меня не было идей, пока мой друг Джордж Харрисон не дал мне призматическую линзу, которая размножала изображение. Я решил использовать эту идею. Я пригласил группу на фотосессию. Они пришли, мы поболтали, послушали музыку, выпили, и я приступил к работе. Снимок сделан на белом фоне стробоскопом. Группа была в яркой одежде, потому что линза смягчает изображение, и нужны яркие броские цвета, чтобы изображение не было тусклым. Так я сделал эту обложку, а Сид сделал надпись Pink Floyd на обложке".
А Saucerful of Secrets, 1968 год
"Блюдце, полное секретов" - второй альбом группы, последний, над которым работал Сид, и первый, в записи которого принимал участие Дэвид Гилмор. Обложку разработали в британском дизайнерском бюро "Hipgnosis", которое также создало обложки для некоторых альбомов Genesis, Alan Parsons Project, Led Zeppelin, T. Rex и The Pretty Things. Компания EMI не любила привлекать сторонних дизайнеров для оформления обложек и "Блюдце, полное секретов" стало вторым диском в истории студии, когда EMI поступилась своими принципами. Основные элементы коллажа, использованного в оформлении обложки, были позаимствованы из 158 номера журнала комиксов "Рассказы о неизведанном" (Strange Tales).
Дизайнер Орби Пауел (Aurbey Powell): "Сторм Торгерсон учился в королевском колледже искусств, а я – в лондонской школе кинотехники. Чтобы заработать деньги на каникулы, мы оформляли обложки для книг, экспериментируя с инфракрасным излучением, из-за чего получились очень психоделические снимки. Роджер Уотерс попросил нас помочь с оформлением обложки второго альбома".
Задание было простым: отобразить группу и их время. "Являясь частью ранней психоделической эры, мы интересовались наркотиками, восточной культурой, а также нас интересовал монтаж, коллаж и знаки зодиака. Мы попробовали смешать все эти элементы вместе и отобразить на обложке, придать ей сюрреалистически-кислотный вид", – говорит Пауел. Он снял группу в Риджент парке, используя инфракрасный свет.
Над обложкой работали 2 недели в проявочной комнате. Сначала делались черно-белые снимки, когда Сторм и Орби добивались какого-то результата, делались цветные снимки. Доктор Strange из комиксов Marvel и рисунки космоса были отдельно сняты на полу при дневном освещении. Надпись сделали с помощью летрасета и нанесли прямо поверх обложки. Окончательный снимок был сделан фотоаппаратом Pentax. Hipgnosis получили £100.
"Atom Heart Mother", 1970 год"Мать с ядерным сердцем" - четвертый альбом группы. На его обложке нет ни названия самого альбома, ни названия группы. "Пинк Флойд" пытались избежать ярлыков, навешиваемых на них музыкальными критиками, поэтому участники группы хотели выпустить альбом, оформление которого не будет ассоциироваться с их музыкой и, вообще, не будет ничего обозначать. Сторм Торгерсон (Storm Thorgerson), основатель "Hipgnosis", вспомнив о знаменитых обоях с коровой Энди Уорхола, просто выехал за пределы Лондона и сфотографировал первую попавшуюся на глаза корову. Так корова по кличке Лулубель III (Lulubelle III) вошла в историю рок-музыки.
The Dark Side of the Moon, 1973 год
В начале 70 годов группа полностью распрощалась с наследием Барретта и в 73 году "Pink Floyd" записывает альбом отличающийся принципиально не только от всего раннего творчества группы, но и от всей музыки, существовавшей до этого. Альбом "The Dark Side of the Moon" стал легендой, а обложка этого альбома - культовой. Лаконичность и простота оформления вывела на передний план идейную составляющую: концептуальному альбому лучше всего подходила концептуальная обложка. Призма, расщепляющая световой поток на спектры - стала одним из самых узнаваемых визуальных образов в мировой культуре. Альбом стал платиновым девять раз в Великобритании и пятнадцать в Соединенных Штатах.
Дизайнер Обри Пауел: "Нас вдохновила старая книга черно-белых фотографий, название которой было что-то вроде "Великие фотографии XX века". Там было много фото, сделанных на рыбалке 1936 года. Но фотография, которая нас заинтересовала, был снимок черно–белой призмы, через которую был пропущен цветной спектр. Мы решили взять ее за идею обложки для альбома. Призма символизировала твердость и мощь Флойд. Команда Hipgnosis сделала обложку с изображением призмы, она была нарисована дизайнерами George Hardie и Bob Lawre. Спектр продолжался на внутреннем развороте. "Роджер Уотерс подал идею изобразить сердцебиение на спектре, чтобы отобразить начало и конец альбома рисунком", — объясняет Powell.
Дизайнер Обри Пауел: "Нас вдохновила старая книга черно-белых фотографий, название которой было что-то вроде "Великие фотографии XX века". Там было много фото, сделанных на рыбалке 1936 года. Но фотография, которая нас заинтересовала, был снимок черно–белой призмы, через которую был пропущен цветной спектр. Мы решили взять ее за идею обложки для альбома. Призма символизировала твердость и мощь Флойд. Команда Hipgnosis сделала обложку с изображением призмы, она была нарисована дизайнерами George Hardie и Bob Lawre. Спектр продолжался на внутреннем развороте. "Роджер Уотерс подал идею изобразить сердцебиение на спектре, чтобы отобразить начало и конец альбома рисунком", — объясняет Powell.
В оформление альбома входил двухсторонний постер и две наклейки. На одной стороне постера была изображена группа, на другой – три египетские пирамиды ночью. Призма была одной из идей, предложенных группе, другой идеей было изображение супергероя Silver Surfer из комиксов Marvel. "Нам нравилось, что он был космическим героем и мог отобразить вселенную, но все же группа выбрала призму", — говорит Powel. Обложка была сделана за 3 недели, за нее заплатили 5 000 фунтов (25 000 на сегодняшний день).
Wish You Were Here, 1975 год
На обложке следующего альбома группы "Хочу, чтоб ты был здесь" размещена фотография, сделанная в Лос-Анджелесе на фоне павильонов, принадлежавших Warner Bros. Два человека, пожимающих друг другу руки, - каскадеры Ронни Ронделл и Дэнни Роджерс (Ronnie Rondell and Danny Rogers). Из за ветра, дувшего не туда, куда надо было фотографу, каскадерам пришлось поменяться местами, а чтоб горящий каскадер все-таки находился справа, для обложки фотографию отразили зеркально. Вот так приходилось мучатся фотографам и их моделям до появления Фотошопа.
Пластинка "Wish You Were Here" продавалась запечатанной в черный целлофановый пакет в середине которого был наклеен стикер с иллюстрацией Джорджа Харди (George Hardie). На небольшом круглом стикере были изображены две механические руки, сплетенные в рукопожатии, на фоне схематического изображения четырех стихий.
А Momentary Lapse of Reason, 1987 год
Над обложкой альбома "Кратковременное помутнение рассудка" опять работало дизайнерское бюро Сторма Торгерсона. Автор этой фотографии Роберт Доулинг (Robert Dowling). Он заснял 800 больничных коек, расставленных вереницей вдоль пляжа Саунтон Сэндз в Девоне (Sounton Sands in Devon). На производство фотографии ушло две недели, но старания Доулинга были щедро вознаграждены: за эту фотографию он получил золотую награду от Association of Photographers Awards.
Сторм Торгерсон хотел изобразить море и "реку" из кроватей. Ленс Уильямс, его ассистент, ездил по миру в поисках подходящего места для снимка. Но ассистент Роберта Довлинга, Тони Мей, предложил берег в Saunton Sand’s в северном Девоне, где снимали фильм The Wall. Он там вырос и поэтому знал, что ровный берег подойдет для снимка.
Роберт Давлинг: "Тут не было никаких компьютерных эффектов. Сторм хотел сделать все по-настоящему." Заказ был выдан государством: 1000 викторианских железных больничных кроватей. Торгерсон настоял, чтобы каждая кровать была застелена одеялом и подушкой.
Роберт Давлинг: "Мы расставили все кровати, но море было слишком спокойным. Оставив одну кровать, мы сделали несколько пробных снимков, а на следующее утро она исчезла. Через неделю мы вновь расставили кровати. Фотографировать пришлось очень быстро, чтобы поймать волну. Съемки длились с пяти утра до десяти вечера. Дядя Тони Мея помог транспортировать кровати, а его друзья помогли их застелить".
The Division Bell, 1992 годДвенадцатый и последний альбом группы. Для обложки Торгерсон соорудил две головы из металла, каждую ростом с двухэтажный автобус, и установил их в поле, недалеко от Эли (Ely). Головы были установлены в профиль так, чтоб у зрителя создавалось ощущение, будто бы они о чем-то беседуют. Два этих профиля образуют собой третьего собеседника, чье лицо расположено анфас. Снимал эти композиции фотограф Тони Мэй.
"Главной идеей этой обложки было общение", – объясняет Торгерсон – "или связь между дизайнером и зрителем. Здесь два лица, которые формируют отдельное третье лицо, которое смотрит прямо на зрителя. Некоторые видят сразу два лица, некоторые – одно". Кейз Бриден (Keith Breeden) нарисовал план для двух скульптур, а потом сделал 3х футовые модели. Фотограф Тони Мей: "Каждая голова была высотой 7 метров и весила полтонны". Было сделано два вида: металлические, сделанные модельной организацией Джона Робертсона из полистерина и метала, которые были окрашены под металлические конструкции самолета,– были использованы на обложках винилового и CD изданиях. Каменные головы были сделаны для кассетной обложки Андрианом Смитом из полиэстерина, на который нанесли песок и щебенку. Оба варианта были отображены на уличных постерах.
"Для съемок мы поехали на фермерское поле в Кембридж. Я сделал модели из картона, чтобы выяснить, где лучше разместить головы", – говорит Мей.
Потребовалось две недели в январе, чтобы сделать окончательный снимок. Головы скрывали камуфляжной сеткой от прессы и туристов. Собор Ely Cathedral изображен на заднем фоне.
Сторм Торгерсон сказал, что нужно поместить лампочки между головами, чтобы отобразить их общение, идею взяли из песни Keep Talking. Тони Мей подключил лампочки к аккумулятору от автомобиля, чтобы они горели.
Только Ник Мэйсон посетил место съемок. Он прилетел на вертолете, вылез на минуту, осмотрел металлические головы, а потом полетел к каменным.
Металлические скульптуры были выставлены за Earls Court, когда там выступала группа. Сейчас они хранятся в сарае Гилмора с остальной меморабилией Pink Floyd. Hipgnosis получили £3000 за снимок.
The DoorsThe Doors, Strange Days. 1967
Вдохновленный фотографией европейского уличного цирка Анри Картье-Брессона, фотограф Джоэл Бродски, которому заказали оформление альбома, решил снять фото под мастера в Нью-Йорке. Модели были набраны отовсюду. Силачом был швейцар. Жонглером - ассистентом Бродски, который провел большую часть дня, гоняясь за непоймаными шарами по улице. Трубачом был таксист, который согласился позировать за 5 долларов. Единственными профессионалами были лилипуты и акробаты.
Led Zeppelin
1973 Led Zeppelin, Houses of the Holy
«Я слышал много интересного о Led Zeppelin и даже слегка нервничал перед предстоящей работой с ними, - рассказывал Обри Пауэлл, который вместе со своим партнером по дизайнерской команде «Хипгносис» Стормом Торгерсоном создал обложку для “Houses of the Holy”. – Они попросили о встрече, чтобы обсудить идеи. Там были Джимми Пейдж и Роберт Плант со своим менеджером Питером Грантом, которой был очень, очень большим, громадным, ошеломляющим человеком.»
Поуэлл, который не слышал музыки и не знал название, от чего можно было бы отталкиваться, представил две концепции. Для одной требовались съемки в Перу. Для другой нужно было снимать детей на каменистом формировании в северной Ирландии, называемом Великанской Гатью. «Замысел был позаимствован из фантастической книги «Конец детства», - рассказывал Пауэлл. – В конце книги все дети бегут от конца света. Они сказали: «Нам нравятся обе идеи, так что делай, что хочешь». Я сказал: «Да, но обе дорого обойдутся». И Питер Грант сказал: «Деньги? Да нам плевать на деньги. Сделай это, черт побери.»
Пауэлл с детьми, командой и гримерами отправился в северную Ирландию, где, по его словам, «десять дней без перерыва лили дожди», расстроив его планы делать съемки в цвете. «Я снял все на черно-белую пленку одним унылым утром под проливным дождем.» Несмотря на то, что обложка кажется широкоформатной фотографией, на самом деле это коллаж, состоящий из тридцати разных снимков. В съемках участвовали только два ребенка. «Поначалу мне хотелось, чтобы дети были золотого и серебряного цвета, - сказал Пауэлл. – Но так как я делал черно-белые снимки и день был очень серым, дети получились очень белыми. И когда мы их подцвечивали вручную, художник-аэрографик случайно нанес такой лиловый оттенок. Когда я первый раз увидел это, я сказал: «О боже.» Потом посмотрел и сказал: «Подожди-ка минуточку, в этом есть что-то потустороннее.» И мы оставили, как есть.»
«Внутреннюю сторону обложки я снимал в замке неподалеку от того места, где я снимал детей, - сказал Пауэлл. – Все так замерзли и были на пределе, потому что ничего не получалось, и единственное, из-за чего никто не разбежался, была бутылка «мандракса» и большое количество виски.»
Patti Smith
Patti Smith, Horses. 1975
«У меня всегда получались великолепные снимки Патти Смит», - сказал Роберт Мэплторп в 1987 году. Он сравнил свое сотрудничество с Патти с «приемом наркотиков – ты находишься в абстрактном месте и все идеально». Обложка дебютного альбома Смит “Horses” является самым знаменитым документом в отношениях фотографа и певицы, длившихся на протяжении двух десятилетий. Мэпплторп снял обложку альбома “Dream of Life” незадолго до своей смерти в 1989 году.
Они познакомились, когда Мэпплторп был студентом художественного колледжа и Смит забрела в его квартиру в поисках кого-то еще. В 1970 году они переехали в легендарный отель в «Челси» в Нью-Йорке, где они жили в самом маленьком номере, потому что они могли позволить себе только его. «Мы засиживались допоздна, – рассказывал Мэпплторп, - она занималась своими делами, а я своими, потом мы делали перерыв, раскуривали по сигарете и смотрели на работы друг друга.» Этой интимностью наполнен портрет на обложке: прямой взгляд Патти контрастирует с напряженной застенчивостью ее позы, андрогинность ее одежды противопоставлена изяществу ее пальцев. Обложка отражает глубину и прозрачность музыки Смит.
The Clash
The Clash, London Calling. 1979
21-е сентября 1979 года, концерт The Clash в нью-йоркском «Палладиуме», и бас-гитаре Пола Симонона осталось жить считанные секунды. «Концерт шел очень хорошо, - рассказывал Симонон, - но в глубине души я чувствовал, что что-то не так, и думаю, что я просто отыгрался на гитаре. Будь я умнее, у меня был бы запасной бас, похуже, и я бы расколотил его, а не тот.» Симонон до сих пор хранит обломки.
Тот момент был запечатлен на снимке фотографа Пенни Смит для обложки третьего альбома The Clash “London Calling”, фантастическим образом сочетавшего в себе ритм-энд-блюз, ска, рокабилли и другие стили. «Если вы художник или музыкант, - сказал Симонон, - вы копаетесь в прошлом и смешиваете это с тем, что влияет на вас сегодня.» Это как раз то, что делает это фото, отсылая нас назад к традиционному извержению темперамета Пита Таунзенда в конце выступления. Оформление, позаимствованное с первого альбома Элвиса Пресли, является еще одним поклоном прошлому рока. «Когда вышла эта пластинка Элвиса, рок-н-ролл был довольно опасен, - говорит Симонон, - и я считаю, что когда мы выпустили нашу пластинку, он тоже был довольно опасная штукой.»
Кроме разбитого хорошего баса, у Симонона обложка вызывает еще одно сожаление. «Гляжу я на нее сейчас и думаю, что надо было немного поднять голову.»
Peter Gabriel Mercury.1980
Обложка для третьего альбома Питера Гэбриэла явилась Сторму Торгерсону во сне. В дурном сне… Торгерсона, одного из партнеров дизайнерского тандема «Хипгносис», сделавшего обложки для двух предыдущих альбомов Гэбриэла, во сне посетило тревожное видение британского певца. «В моем сне он был похож на восковую фигуру с тающим, мутирующим лицом,» - рассказывал Торгерсон. Вместо того, чтобы просто испугаться, Торгерсон постарался воссоздать видение. После тщетных попыток сделать так, чтобы эмульсия текла по обычным и стеклянным негативам, художник натолкнулся на книгу о приемах работы с поляроидом. Он потер поляроидные снимки тупым карандашом, пока они проявлялись, растирая таким образом эмульсию до получения рельефного, бесформенного изображения.
Торгерсон применил ту же технику для Гэбриэла, снимая певца на поляроид пачку за пачкой и устремляясь с ассистентами в студию, чтобы успеть растереть снимки. «Это нужно делать быстро, - рассказывал он. – На самом деле неясно, что получится, потому что ничего пока на снимках не видно.» Было выбрано множество растертых фотографий для использования на плакатах, конвертах синглов и на громадных щитах, установленных в Лондоне. Для обложки альбома Торгерсон добавил аморфные очертания, «домысел моего сна, предполагающий еще больше видений».
Как Питер Гэбриэл отнесся к такому злостному искажению черт его лица? «Пит был там и растирал поляроиды вместе с нами! – ответил Торгерсон. – Большинство артистов вообще не позволило бы менять их лица. А если бы позволили, то только в обратную сторону: сделай меня лучше, сделай меня красивее. Меня очень впечатлило, что Пит позволил все это.»
U2
U2, Boy. 1980
Учитывая название дебютного альбома U2 и его темы совершеннолетнего возраста, группа выбрала подходящее изображение для обложки. На ней была фотография голого по пояс семилетнего мальчика по имени Питер Роуэн, который был младшим братом одного из участников экспериментальной ирландской группы The Virgin Prunes, олицетворявшего чудесную невинность с широко открытыми глазами. К сожалению, когда поползли слухи, что альбом стал раскручиваться в гей-клубах в Сан-Франциско, посыпались обвинения в адрес группы в пропаганде педофилии. Чтобы замять скандал, американский лейбл U2 заменил это фото на черно-белое изображение четверки.
1983 U2, War
По словам гитариста группы Эджа, третий альбом U2 должен был быть "ударом кастетом по морде новой поп-музыки". Как рассказывал дизайнер Стива Эврилла, работавший над оформлением большинства альбомов группы, выбрав фотографию того же, но уже повзрослевшего мальчика три года спустя, музыканты U2 хотели показать, как за это время изменилась их музыка. "Фотография того же ребенка отражает, если хотите, определенную потерю невинности за время, прошедшее с первого альбома до третьего", - сказал Эврилл. На фото на обложке "War" у Питера разбита нижняя губа – подходящий образ для воинственного музыкального "кастета" U2.
"Все думали, что мы заретушировали фото, - говорил Эврилл, - или даже что мы специально побили пацана."
Комментариев нет:
Отправить комментарий